Темы в форуме

 Как стать спонсором канала v-mire.net?

Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Все, что связано с аудио, усилители, колонки, и.тд.
Ответить
Аватара пользователя
LinuxManiac
Почетный пользователь
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 14 мар 2019, 23:57
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение LinuxManiac »

Получать ответ на вопрос «что лучше?» из акустических систем, усилителей, источников и так далее - непростая задача.
Один из лучших способов для этого – сравнительное прослушивание "вслепую".

Общие соображения
Оценка при помощи органов чувств – предельно субъективна. Один из знакомых умных людей заметил, что при прослушивании имеет значение, среди прочего, и самочувствие человека.
То есть, фактор субъективности неизбежен. Но это только фактор индивидуальной субъективности. А есть еще коллективная (социумная) субъективность. Здесь никаких попыток кого-либо обидеть.
Причины, как это называют, систематической ошибки, обусловленной социальностью человека:
1) «влияние толпы» или «влияние компании", коллектива и т.д.
2) влияние признанного авторитета или нескольких авторитетных людей
3) влияние цены; не все готовы без предубежденности сравнивать акустические системы за 29000 и 290 единиц.
4) влияние размера; часто оказывается невозможным сопоставить впечатление от звучания вычурной формы ящика выше роста человека и щита 0,7 х 1,2 метра.

В бытность студентом я оказался в сообществе продавцов и покупателей импортной техники. Оказался только из-за знания английского, благодаря чему, при необходимости, читал на нем для тех и других инструкции устройств и статьи в буржуйских журналах с описанием конкретной звуковой техники.
И вот, абсолютным «лидером» всех сравнений кассетных магнитофонов неизбежно и долго была дека AKAI GX9. Это не зависело от того, что осуществить качественную запись на ней было сложновато из-за небольшой по размеру ручки регулятора уровня записи и крайне неудобного ползунка регулировки баланса. И компактное расположение в лентопротяжном механизме, если не ошибаюсь, 4-х двигателей, а отсюда – нагрев ленты в кассете тоже никого не смущали. Так же как и отсутствие динамического подмагничивания (Dolby HXpro), которое уже было у «аппаратов сравнения». СтОила она просто довольно много (начиная с 2400 советских рублей в «первых руках») и очень агрессивно «промотировалась». Мне не нравилась. Не буду углубляться почему. Но я молчал. Чтобы не выгнали. И никто не хотел услышать (или не подал вида) что в нескольких серьёзных буржуйских обзорах был вердикт “best for pre-recorded tapes”, то есть – лучше всего использовать для прослушивания уже записанных лент (кассет). Что полностью совпадало с моими наблюдениями. Замечу, что готовых записанных в высоком качестве кассет тогда в продаже не было, и все записи делались самими владельцами с грампластинок.
Средняя зарплата в СССР в начале 80-х была 200 – 300 рублей.
Прошло несколько лет, и появился на тот момент единственный из известных экземпляров TECHNICS RS-B100. Отдали за него, якобы 3800 рублей. И не очень стремясь его услышать, все, у кого «водились» «лишние» 4000-5000 пытались его тоже заиметь. Никого не смущало, что имевшаяся в нем система шумоподавления dbx была несовместима с Dolby B/C, а потому был невозможен обмен кассетами с владельцами других аппаратов... И только со временем этот TECHNICS «затмила» AIWA ADF990. ТомУ были причины, но никого не интересовало, что этот аппарат был довольно сложен в управлении, чтобы получить от него все преимущества…


Итак, общие принципы преодоления субъективности
Борются с субъективизмом при любом сравнении человеком посредством слепого метода. Ничего страшного. Название означает, что оценивающий не видит (не знает), что именно он оценивает. Так, дегустатор духов всегда проводит дегустацию с завязанными глазами. На его мнение может повлиять вид человека, вручающего ему полоску с каплей парфума (красивая женщина), вид флакона с духами, освещение и т.д.
Сомелье при проведении строгой оценки вин тоже завязывает себе глаза, а в некоторых случаях, по требованию закупщика, может и зажать специальным зажимом нос, чтобы аромат вина не влиял на оценку вкуса.

Сравнения в звукотехнике
При оценке звукотехники человек НЕ ДОЛЖЕН видеть звучащую аппаратуру и НЕ ДОЛЖЕН знать, какой именно комплект сейчас звучит. Делается это примерно так.
Помещение прослушивания делят непрозрачным для глаз но акустически прозрачным занавесом, за которым устанавливают аппаратуру. Самый высокоуровневый вариант – когда в помещении почти полная темнота и, например, только у подлокотников слушателей есть слабое неоновое освещение, где на подставках есть блокнот и авторучка. Приглашенный СОВЕРШЕННО незнакомый слушателям и по возможности чуждый звуку человек (поиск такого – отдельная задача организаторов) включает вразброс (в произвольном порядке) комплекты аппаратуры. Уровень громкости организаторы «выравнивают» предварительно. Звуковой материал также выбирают с учетом желаний участников.
Все, что сообщается слушателям собственно при сеансе прослушивания – это порядковый номер тестируемого комплекта. Что звучит из аппаратуры, знает только упомянутый выше случайный приглашенный человек. Слушатели ставят оценки каждому фрагменту прослушивания, а затем незаинтересованный человек обобщает результаты.
Это общая схема. Могут быть варианты. «Двойной слепой» метод – это когда среди слушателей есть и не имеющие отношения к прослушиваемой технике случайные приглашенные РАЗНЫЕ люди.
Результаты подчас оказываются обескураживающие, а потому обычно не разглашаются, и никакие документальные свидетельства не оставляются.

Без такого подхода все коллективные так называемые «сравнения» бессмысленны. Это просто встречи друзей и единомышленников. Это отлично. Но никакого отношения к сравнению не имеет.
А приглашая к действительно корректному сравнительному прослушиванию необходимо строго изложить предстоящую его процедуру.
В свое время в одной из стран Западной Европы я присутствовал на таком мероприятии, где решался вопрос выбора конструкции/схемы для запуска в мелкосерийное производство для широкого потребления.

НО. В реальных бытовых условиях сделать так, как рассказано, бывает сложно. Поэтому возможны вариации. Об одном из таких сравнительных прослушиваний, где участники не знали, что именно они слушают, я расскажу далее.

Аватара пользователя
Lektor
Друзья v-mire.net
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 02 фев 2019, 10:52
Откуда: Александрия, Украина

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение Lektor »

Я думаю это нужно выложить на сайте в виде статьи. А потом тут обсуждать.
Где нет руки мастера, там Бог не творит чудеса

Аватара пользователя
LinuxManiac
Почетный пользователь
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 14 мар 2019, 23:57
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение LinuxManiac »

Теперь - о том, как (при желании) рассказать о проведенном сравнительном прослушивании, чтобы это было информативно для человека, не присутствовавшего там.

1. Если тестируются в сравнении не комплекты аппаратуры (источник - усилитель - акустические системы (АС)), а отдельные устройства, допустим - фонокооректоры, то необходимо указать остальные компоненты тракта - в указанном случае - усилитель и АС.
Если было несколько усилителей и АС, то указать их все. Далее желательно дать хотя бы краткое описание этих остальных устройств (усилители ламповые, полупроводниковые, Д-класс), для АС - типы их акустического оформления (закрытый ящик, фазоинвертор и т.д.) и размер диффузора НЧ-головки ... и так далее для проигрывателей винила – свои подробности (ременной, роликовый или прямой привод, используемые головки), для ЦАПов – свои сведения (чип ЦАПа, микросхемы ОУ, если известно - подробности питания).

2. Условия прослушивания:
- описание помещения
- количество одновременно присутствующих слушателей
- комбинации аппаратов и акустики при прослушивании
- что слушали (авторы/исполнители, были природные звуки – шум прибоя, вой вьюги, шум дождя среди прослушиваемого материала)
- на какой громкости слушали (максимально переносимой, или заглушающей среднего тона разговор, или на такой, что слышна спокойная речь соседа).

3. Результаты и впечатления прослушивания (ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ):
- какая аппаратура (комбинации источник – усилитель - акустика) лучше, а какая хуже передавала звучание для каждого типа фонограммы (хард-рок, металл, техно, оргАн, романс, джаз и т.д.)?
- насколько единодушны были слушатели в своих оценках?
- было ли «слепое» прослушивание?
Последний раз редактировалось LinuxManiac 28 июл 2020, 19:47, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
LinuxManiac
Почетный пользователь
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 14 мар 2019, 23:57
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение LinuxManiac »

Результаты сравнительного прослушивания ЦАП на основе модернизированной платы
X-DA2 SA9027 + ES9023 24bit/96KHZ asynchronous USB DAC
с питанием черед дополнительный блок от электросети.

Впечатления были получены в условиях городской квартиры. Слушали в разные дни в разном составе два и три человека (кроме меня) одновременно.

В двух словах о методике
Источники сигналов по ЮСБ:
- баребон ASUS Digimatrix
- ноутбук Toshiba Satellite
Кроме того, использовались:
- десктоп Core 2 Quad со звуковой картой Juli@
- десктоп Core i5 со звуковой картой RME Hammerfall DSP 9632.

Софтовые проигрыватели – Clementine и Kodi (XBMC) под Линукс Минт.

Усилители:
- СЕ на EF80 + ГУ-50 (триодное включение)
- РР на 13П1С (триодное включение)
- РР на 6528А

АС:
- BEAG HX-301 + Sonido SFR175
- 2А12 + Audax Т24PA 15 + 1ГД3

Один и тот же лосслесс-файл одновременно (двумя руками кликом «мышей») открывался на двух компьютерах.
К одному компьютеру подключался оцениваемый переделанный ЦАП, к другому – устройство сравнения. Сигналы с выходов ЦАПов коммутировались штатным переключателем на входе усилителя в процессе прослушивания. Переключения проводились одним из слушающих вне поля зрения других. Остальные слушатели «вслепую» выбирали на слух лучшее из устройств.
Усилители и АС меняли в процессе.

Результаты
Для удобства расположил результаты сравнения от худших конкурентов к лучшим.

FX-Audio DAC-X6 CS8416 + CS4398 Optical / USB / Coaxial 24bit / 192kHz dac (~70$)
отстал (хотя и не катастрофично) по всем признакам – все неплохо, но не более того

SMSL (Shenzhen ShuangMuSanLin Electronic Co., Ltd.) DP1 (AK4452; ~120$)
неравномерное впечатление: очень неровно подает разные композиции, в одних слышны даже нюансы настроения бэк-вокалистов, в других – «каша»(по причине отсутствия в устройстве ЮСБ-входа, лосслесс файлы запускались с подключенного флеш-накопителя)

Cambridge Audio DacMagic 100 (Wolfson WM8742; ~250$)
излишне нежное/мягкое звучание, энергичные композиции не впечатляют

Oehlbach XXL DAC Ultra (Cirrus Logic CS8422, Burr Brown PCM5102; ~400$)
чистое звучание, но неглубокое и порой даже скучное/однообразное при несколько "колючих" ВЧ

Сетевой плеер Marantz NA7004 (Cirrus Logic CS4398; ~800$)
к удивлению, немного, но отчетливо «отстал» в панорамности звуковой сцены, хотя превзошел по четкости баса

Звуковая карта ESI Juli@ (AK4358; ~200$)
показала умеренное преимущество в подаче больших оркестров и вокала (Nat King Cole, Julie London)

Звуковая карта RME Hammerfall DSP 9632 (AD1852; ~550$)
превзошла по большинству субъективных характеристик звучания.

Аватара пользователя
Canny
Постоянный житель
Сообщения: 268
Зарегистрирован: 05 фев 2016, 00:50

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение Canny »

Спасибо за полезную информацию! Oehlbach XXL DAC Ultra слышал и совершенно с вами согласен! Очень зависит звук от качества наушников. А какая карта у вас в приоритете на данный момент??

Аватара пользователя
LinuxManiac
Почетный пользователь
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 14 мар 2019, 23:57
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение LinuxManiac »

В кабинетной настольной системе работает упоминавшаяся в сравнительном тесте внутренняя компьютерная RME Hammerfall DSP 9632.
В основной системе использую купленную плату DIR9001+AD1852JRS+NE5534 в самодельном корпусе с самодельным трансформатором питания.
NE5534 заменены на другие ОУ.
AD1852_3sm.jpg
AD1852_3sm.jpg (469.26 КБ) 1514 просмотров
AD1852_5sm.jpg
AD1852_5sm.jpg (326.48 КБ) 1514 просмотров
AD1852_5sm2.jpg
AD1852_5sm2.jpg (333.89 КБ) 1514 просмотров
Последний раз редактировалось LinuxManiac 29 июл 2020, 20:40, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
LinuxManiac
Почетный пользователь
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 14 мар 2019, 23:57
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение LinuxManiac »

И ещё XMOS U8 + AK4495SEQ + AD827 LT1963 в купленном корпусе с самодельными трансформаторами питания для каждого из напряжений (±15В, +9В, +9В) и другими ОУ.
Вложения
4495_4.jpg
4495_4.jpg (442.58 КБ) 1514 просмотров
4495_2.jpg
4495_2.jpg (464.91 КБ) 1514 просмотров
4495_1.jpg
4495_1.jpg (263.59 КБ) 1514 просмотров

Аватара пользователя
Alex
Site Admin
Сообщения: 1301
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 13:11
Откуда: Earth
Аудио система: Акустика: Cerwin-Vega SL-12, Heco Victa Prime 702
Усилитель: JLH1969, ICE125ASX2
Цап: Focusrite Scarlett 2i2 2nd Gen, Xonar U7 MKII
Контактная информация:

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение Alex »

Шикарно! Спасибо за сравнение, интересно было почитать.
https://v-mire.net - обзоры, тесты и печеньки ;)

Yuriy_avd
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 09 авг 2020, 19:13
Откуда: Воронеж

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение Yuriy_avd »

Все доброго дня. На форум пришел с канала YouTube. Интересен весь материал канала. Благодарность автору! я присоединился не так давно. просмотрел ВАши видео. Теперь вот интересен вопрос какой - все говорят, что слушать музыку лучше на усилителе, ресивер не даст такого качества. а смотреть фильмы на ресивере, он для этого. неужели такая разница? есть какой опыт? конкретно интересует например NAD, но думаю если есть разница, она будет у большинства производителей. у меня стоял выбор NAD между 352(372) и ресивером Т755 или Т775. остановился на последнем. а вот вопрос то в голове остался)) :roll:

Аватара пользователя
Alex
Site Admin
Сообщения: 1301
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 13:11
Откуда: Earth
Аудио система: Акустика: Cerwin-Vega SL-12, Heco Victa Prime 702
Усилитель: JLH1969, ICE125ASX2
Цап: Focusrite Scarlett 2i2 2nd Gen, Xonar U7 MKII
Контактная информация:

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение Alex »

Привет, очень много умников сейчас в интернете, такого могут насоветовать)) Все зависит от того, какой ресивер и какой усилитель.
https://v-mire.net - обзоры, тесты и печеньки ;)

Аватара пользователя
LinuxManiac
Почетный пользователь
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 14 мар 2019, 23:57
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение LinuxManiac »

Добрый вечер.
Приветствуем вас на Форуме.
По теме вашего вопроса.
Yuriy_avd писал(а):
09 авг 2020, 19:25
... все говорят, что слушать музыку лучше на усилителе, ресивер не даст такого качества . а смотреть фильмы на ресивере, он для этого. неужели такая разница? есть какой опыт? ...
Поддержу Alex. И добавлю следующее.
Те, кто такое
Yuriy_avd писал(а):
09 авг 2020, 19:25
...ресивер не даст такого качества...
утверждает, или умничают, не задумываясь о предмете, или не понимают, о чем говорят/пишут.
Ресивер - это собственно усилитель в сочетании с тюнером , то есть - радиоприемным блоком (естественно, в котором есть стереодекодер и, чаще всего, преобразователь многоканального сигнала).
Когда мы слушаем музыку через ресивер от внешнего источника (ЦАП, КД-проигрыватель и т.д.) то в ресивере работает только усилительная часть. А отключенная радиоприемная часть этому никак не мешает и мешать не может.
Все это однозначно явно теоретически и многократно проверено на практике.
Отмечу, что именно модели NAD T755 и Т775 я не слушал, но знаю человека, у которого 755-й успешно работает с четырехполосными акустическими системами (именно четырехполосными - там не просто 4 динамические головки, но для каждой из них 1 или 2 фильтра - всего 6 фильтров на каждую АС). А это весьма капризная акустика, при работе с которой к усилителю предъявляются высокие требования. Человек этот зрелого возраста, не сразу нашел тот звук, что ему нужен. И теперь доволен.
Так что - могу поздравить вас с удачным выбором.
Хорошего вам звука!

Yuriy_avd
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 09 авг 2020, 19:13
Откуда: Воронеж

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение Yuriy_avd »

Ресивер - это собственно усилитель в сочетании с тюнером , то есть - радиоприемным блоком (естественно, в котором есть стереодекодер и, чаще всего, преобразователь многоканального сигнала).
Когда мы слушаем музыку через ресивер от внешнего источника (ЦАП, КД-проигрыватель и т.д.) то в ресивере работает только усилительная часть. А отключенная радиоприемная часть этому никак не мешает и мешать не может.
Все это однозначно явно теоретически и многократно проверено на практике.
Отмечу, что именно модели NAD T755 и Т775 я не слушал, но знаю человека, у которого 755-й успешно работает с четырехполосными акустическими системами (именно четырехполосными - там не просто 4 динамические головки, но для каждой из них 1 или 2 фильтра - всего 6 фильтров на каждую АС). А это весьма капризная акустика, при работе с которой к усилителю предъявляются высокие требования. Человек этот зрелого возраста, не сразу нашел тот звук, что ему нужен. И теперь доволен.
Так что - могу поздравить вас с удачным выбором.
Хорошего вам звука!
[/quote]

спасибо. Я в принципе так и предполагал. Но, вот чего мне не понятно. усилитель - понятно, например 100Вт на канал, все просто 2 усилка. а вот у ресивера, например - если 5.1 то 100Вт на канал, а если стерео - 130Вт ... 5 усилителей? а в стерео работает 2?, или он как то по хитрому там все делит?. моих знаийне хватает, понять причины)) ну, если только по питанию ему легче. а у меня 7.1.. еще больше дележка? или 7 усилков? :roll:

Аватара пользователя
LinuxManiac
Почетный пользователь
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 14 мар 2019, 23:57
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение LinuxManiac »

В ресиверах количество каналов усиления (блоков моно усилителей) соответствует количеству каналов звука.
В режиме "чисто" стерео (таковой в большинстве ресиверов) работают два канала звука на два усилителя (и на две АС - как правило - фронтальные).
В некоторых ресиверах есть режим стерео с запуском двух каналов стереозвука на несколько каналов усиления. Например, в системе 5.1 левый канал стерео звучит в левой фронтальной и левой тыловой АС, а правый - в правых фронтальной и тыловой АС. В дорогих моделях при этом есть дополнительные функции обработки звука тыловых АС в виде линий задержки (что-то вроде голофонии), сдвига фазы и т.д. для формирования псевдопространственного звука из обычного стерео (отключаемые функции).

Yuriy_avd
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 09 авг 2020, 19:13
Откуда: Воронеж

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение Yuriy_avd »

LinuxManiac писал(а):
09 авг 2020, 20:39
В ресиверах количество каналов усиления (блоков моно усилителей) соответствует количеству каналов звука.
В режиме "чисто" стерео (таковой в большинстве ресиверов) работают два канала звука на два усилителя (и на две АС - как правило - фронтальные).
В некоторых ресиверах есть режим стерео с запуском двух каналов стереозвука на несколько каналов усиления. Например, в системе 5.1 левый канал стерео звучит в левой фронтальной и левой тыловой АС, а правый - в правых фронтальной и тыловой АС. В дорогих моделях при этом есть дополнительные функции обработки звука тыловых АС в виде линий задержки (что-то вроде голофонии), сдвига фазы и т.д. для формирования псевдопространственного звука.
спасибо. Все понятно и доходчиво. Для чайников, как говорится. теперь меня терзает намного меньше сомнений)) и намного больше удовлетворений!! :D

Yuriy_avd
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 09 авг 2020, 19:13
Откуда: Воронеж

Re: Сравнительное прослушивание звуковой аппаратуры

Сообщение Yuriy_avd »

Приобрел все же ресивер NAD775й, жду акустику теперь)) И кстати вот нашел отличие от усилителей, того же NAD. у ресиверов этой фирмы демпинг фактор 60. у усилителей этой же фирмы, и 160 и 200 и по-моему 400 видел. мне кажется это тоже всесомое отличие, напрямую влияющее на качество звука. или я ошибаюсь?.... :D

Ответить

Вернуться в «Аудиотехника»